Нельзя унижать ребенка
Унижения разрушают положительную
самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на
свете. В результате может вырасти глубоко несчастный человек.
Никогда не нужно угрожать
Угрозы заставляют ребенка бояться и
ненавидеть угрожающего ему взрослого. От угроз ребенок не перестанет вести себя
кое-как, а если и перестанет, то только в присутствии взрослого, но потом
обязательно «отыграется».
Не следует вымогать обещания
Обещание, как и угроза, относится к
будущему — когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание
обещаний разовьет в нем либо чувство вины, либо циничность в словах и делах.
Неразумно требовать немедленного повиновения
Ребенок не робот и не зомби. Ему
нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление.
Предупреждайте его, что время игры скоро закончиться. Даже в безоговорочных
обязанностях должна остаться иллюзия самостоятельности.
Не нужно допекать, опекая
Иначе ребенок никогда не
почувствует, что может что-то сделать сам. А это снижает самооценку и приводит
к комплексам. Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что можно не
напрягаться и так все для тебя сделают.
Нельзя слепо потакать ребенку
Чем более конкретны «да» и «нет», тем проще ребенку
понять, что взрослый от него хочет. Некоторые правила, ребенок будет усваивать
быстро, другие же потребуют большего времени и терпения. Нужно быть
последовательным, чтобы достичь понимания. Ребенок не в состоянии понять
взрослые «иногда», «может быть», « отчасти» и «только по праздникам». Можно ли
научиться переходить дорогу, если бы в понедельник, вторник и четверг красный
свет означал «стоп», а в среду и субботу — «можно перейти»? |