СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Для
всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько
предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического,
физического развития или же одна, но многофункциональная среда. Принципы
построения каждой из таких сред: дистанции, позиции при взаимодействии;
активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности;
комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной
комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
открытости-закрытости; учета половых и возрастных различий детей.
В ходе ее организации
особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее
пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли
свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно
используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения
специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию.
Речевая
предметно-развивающая среда
Опыт
подсказывает, что для таких занятий необходимо свободное место, достаточное для
смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в
различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т.п.
Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором
размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые
уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в
процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями
содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных
сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый
развертывает сюжетно-ролевую игру - на этом же материале проводится обучение
сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того,
как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него
понятными и доступными. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может
храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках,
коробках с характерными символическими изображениями или в прозрачных саше на
стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин»,
«Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День
рождения куклы» и др.
Кроме того,
при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется
обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с
развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры
речи.
Для этого
используются комплекты
- игрушек
(дидактические, образные, наборы игрушек),
- предметных
картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные
растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные»,
«Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных»,
«Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),
- различного
типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные»,
«Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х
языках», «Звуковое лото» и др.),
- альбом
О.С. Соловьёвой ("Говори правильно”), картины для упражнения детей в
правильном звукопроизношении и т.д.
При этом
взрослый должен освоить приемы, связанные с их обыгрыванием. Например, можно
воспользоваться методикой Э.Ф. Замбицявичене, которая опирается на
использование принципов смысловой группировки воспринимаемого материала. Она
включает 4 группы заданий:
- обучение дифференциации существенных
признаков предметов и явлений от несущественных, а также увеличение
запаса знаний.
Ребенок
должен выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу:
- «У сапога
всегда есть …» (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);
- «В теплых
краях обитает …» (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень);
- «В году …»
(24, 3, 12, 4, 7 месяцев) и др.
- формирование операций обобщения и
отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и
явлений.
Требуется
объединить в одну группу и назвать для нее обобщающее слово, исключив лишнее
понятие:
- тюльпан,
лилия, фасоль, ромашка, фиалка;
- река,
озеро, море, мост, болото;
- кукла,
медвежонок, песок, мяч, лопата и др.
- развитие способности устанавливать
логические связи и отношения между понятиями.
Ребенок
должен по аналогии с образцом подобрать пару к предложенному слову. Например:
- огурец –
овощ, георгин - … (сорняк, роса, садик, цветок, земля);
- учитель –
ученик, врач - … (кочки, больные, палата, больной, термометр);
- огород –
морковь, сад - … (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы) и др.
- формирование умения обобщать.
Требуется
назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например,
- метла,
лопата - …;
- окунь,
карась - …;
- лето, зима
- … и др.
Выполняя
такие задания, ребенок может выкладывать карточки с ответами, выстраивая таким
образом дорогу через лес, горы, моря, поля и т.д., что в дальнейшем можно будет
обыграть с помощью мелких сюжетных игрушек и машинок. При этом можно
использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических
умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные
дидактические игры, как «Кто где живет?», «Чьи следы?», «Кому что надо?»,
«Страны света», «Кем я буду?», «У кого какая профессия?», «Домики сказки»,
«Сказки-загадки» и др.
В
комнате также организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится
место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра
шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для
игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо,
режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т.п. Для
разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется
ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на
формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание
звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.
В дополнение
к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего
дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование
умений составлять
- Рассказ с опорой на серию
картин (2 - 3),
- Рассказ по серии сюжетных
картин (4),
- Рассказ по сюжетной картине.
Для этого
нужно завести уголок Книги, в котором будут храниться не только детские книги и
хрестоматии произведений детской литературы, но и серии картинок для пересказов
и составления рассказов.
При работе с
детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на
наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению
грамоте. Это могут быть:
- Классная подвижная азбука.
- Азбука в картинках.
- Дидактическая игра «Буква за
буквой»,
- Дидактическая игра «33
богатыря»,
- Дидактическая игра «Умный
телефон»,
- Таблицы по обучению грамоте с
рисунками.
- Звуковые линейки (№ 1, 2).
- Комплект наглядных пособий
"Обучение грамоте” (автор Н.В. Дурова).
- Дидактический материал
"Ступеньки грамоты” (авторы Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).
- Наглядно-дидактическое пособие
для детского сада "Звучащее слово” (автор Г.А. Тумакова) и др.
В последнее
время стало популярным использование с этими целями дидактических материалов М.
Монтессори, Н. Зайцева (кубики по обучению русскому и английскому языку), Г.Л.
Выгодской («Град Златоустия»), компьютерных программ по развитию речи и
обучению грамоте детей дошкольного возраста («Видимая речь», «Мир за твоим
окном» и др.) и др.
Сделайте
сами игры, по предупреждению речевых нарушений у детей дошкольного
возраста. Игры, которые могли бы изготовить, вы сами своими руками в домашних
условиях можно посмотреть в консультации «Мастерилка». |